Несмотря на то, что к этому восстанию Шмидт относился отрицательно, считая его преждевременным, он все же уступил настоятельным просьбам восставших взять на себя руководство движением и 14 ноября принял командование броненосцем "Очаковым". Вечером того же дня на совещании на "Очакове" было решено предпринять целый ряд наступательных действий как на море, так и в самом Севастополе: захватить суда и арсеналы, арестовать офицеров и т. д. 15 ноября , в 9 час. утра, на "Очакове" был поднят красный флаг и дан сигнал: "Командую флотом. Шмидт". Против восставшего броненосца правительство немедленно открыло военные действия. 15 ноября , в 3 часа дня, завязался морской бой, а в 4 часа 45 мин. царский флот уже одержал полную победу. Шмидт вместе с другими руководителями восстания был арестован. 7 февраля 1906 г. начался суд по делу Шмидта. Процесс продолжался 11 дней. 20 февраля был вынесен приговор, по которому Шмидт и 3 матроса приговаривались к смертной казни. 6 марта, на острове Березани, Шмидт вместе с 3 матросами - Частником, Гладковым и Антоненко - были расстреляны. *61 Меллер-Закомельский - см. прим. 234 в 1-й части этого тома. *62 Токвиль - см. прим. 148 в 1-й части этого тома. *63 Петрункевич - см. прим. 21 в 1-й части этого тома. *64 Муромцев - см. прим. 324 в 1-й части этого тома. *65 Кокошкин, Ф. Ф. (1871 - 1917) - видный земский деятель и юрист, один из лидеров кадетов. В 1903 г. примкнул к земско-конституционной партии и к "Союзу Освобождения". С образованием кадетской партии вошел в ее центральный комитет. Был депутатом I Думы. В числе других подписал Выборгское воззвание, за что был приговорен к трехмесячному тюремному заключению и лишению дворянского звания. В 1906 - 1907 г.г. издавал газету "Новь". В 1911 г., во время массового увольнения "неблагонадежных" профессоров, Кокошкин был в числе уволенных. После февраля 1917 г. Кокошкин занимал в коалиционном министерстве Керенского пост министра земледелия. В первые дни Октябрьской революции Кокошкин был убит неизвестными лицами. *66 Бобринский - богатый помещик, реакционер. Член III Думы. *67 Носарь-Хрусталев - см. прим. 240 в 1-й части этого тома. *68 Чернов, Виктор - основатель и вождь партии эсеров. Вместе с Натансоном и другими был ранее организатором партии "Народного права", предшественницы партии эсеров. С начала 900-х годов, когда образовалась партия с.-р., Чернов становится ее теоретиком и политическим руководителем. Насколько народники 70-х и 80-х годов имели крупные теоретические силы, настолько бедна ими была эсеровская партия. Чернов был ее единственным теоретиком. В годы перед войной, когда у эсеров стало выкристаллизовываться правое крыло (группа "Почин" - Авксентьев и др.) и левое (максималисты, журнал "Революционная Мысль"), Чернов занимает позицию центра. Лидером эсеровского центра выступает он и в годы войны, совмещая умеренные циммервальдские воззрения с нелепыми обвинениями Маркса и Энгельса в германофильстве в годы франко-прусской войны (в их мнимом германофильстве он пытается найти исторические корни грехопадения германского социализма). После Февраля он вскоре занимает пост министра земледелия. Политическая деятельность Чернова в 1917 г. отличалась большой неустойчивостью и обнаружила его полную несостоятельность, как вождя масс в революционное время. Достаточно указать на его роль в дни Демократического Совещания, когда он, в качестве политического вождя, оказался в положении генерала без армии, ибо ни правые ни левые элементы эсеровской партии не могли принять его страусову тактику. В 1918 - 1919 г.г. Чернов обретается, как и многие эсеровские вожди, в лагере поволжско-уральской контр-революции. В последние годы Чернов попрежнему возглавляет эсеровский "центр", который, по существу, не менее контр-революционен, чем группа Авксентьева и др. *69 Железнодорожный Союз - играл крупную роль в событиях 1905 г. 20 - 21 апреля 1905 г. в Москве состоялся первый съезд железнодорожных рабочих и служащих, положивший начало Всероссийскому железнодорожному союзу. На-ряду с экономическими требованиями съезд постановил добиваться политических свобод, Учредительного Собрания и амнистии. Состоявшийся в июле 1905 г. второй съезд провозгласил главной задачей союза подготовку всеобщей политической стачки. Правительство, желая задобрить железнодорожников, созывает в конце сентября новый съезд (наполовину назначенный, наполовину избранный) по вопросу о пенсионных и сберегательных кассах. Участники съезда признали полномочными только избранных депутатов и объявили себя первым делегатским железнодорожным съездом. Съезд, созванный правительством по сравнительно второстепенному вопросу, становится организующим центром 800-тысячной армии железнодорожников и тем самым превращается в важный политический фактор в надвигающейся революционной борьбе. 7 октября вспыхивает забастовка на Московско-Казанской ж. д. Съезд и Центральное Бюро союза , по соглашению с Петербургским Советом Рабочих Депутатов, объявляют политическую стачку по всей сети железных дорог, дезорганизуя таким образом деятельность правительства и жизнь страны.
|