То же было в любой российской деревне и в любом русском городе. Это свойство, которое характеризует русскую доминанту и при Олеге, и при Николае Втором, сделало - раньше "Империю Рюриковичей" и потом "Империю Романовых" - нашей общей империей. Если бы это было иначе, то империя, включавшая и включающая в свой состав десятки и сотни народностей, одиннадцать веков не продержалась бы. Я не хочу идеализировать нашего прошлого. Доминанта уживчивости никогда не была реализована на все сто процентов. Всякий мужик рассматривал всякого цыгана, как еще не пойманного конокрада. Все русские правительства, начиная с киевского, кончая петербургским, рассматривали почти всякого поляка, как проводника "Польской миссии на Востоке", то есть "Польша от моря до моря" и католицизма от Балтики до Тихого Океана. Еврейство рассматривалось по преимуществу, как носитель капиталистической свободы конкуренции, а "капитализм" у нас не любили ни "реакция", ни "революция". И по той простой причине, что и реакция, и революция были в одинаковой степени крепостническими. "Свобода конкуренции" была так же неприемлема для тульских помещиков 1840 года, как и для тульских плановиков 1940-го. В истории крушения русской государственности и поляки и евреи кое-какую роль сыграли, - в общем очень скромную. И за крушение Империи и поляки и евреи заплатили больше, чем какая бы то ни было другая народность Империи Российской. При царях и полякам и евреям было не очень хорошо. Но при Сталинах- Гитлерах им стало намного хуже. В России и Киевской и Московской были удельные войны. Но не было внутринациональных войн. Кровавые споры между Новгородом и Суздалем, и между Вильной и Москвой, были спорами за первенство в общем национальном доме, который всеми спорившими признавался своим домом. И хотя новгородцы, разбив Андрея Боголюбского, продавали суздальских пленников по цене половины барана, никогда новгородцы не утверждали, что они - один народ, а суздальцы - другой. Этого до Польско-Литовской унии, не говорили даже и в Вильне. И князь Острожский, великий ревнитель православия, основатель первой русской типографии, идя против Москвы, вероятно искренне считал, что Русь призвана объединить именно Вильна. В его время были вполне достаточные основания считать "Сердцем России" именно Вильну. Но с того момента, когда, - еще довольно смутно, - стало обозначаться первенство Москвы, или, несколько иначе, - когда именно в Москве стал формироваться наш государственный строй демократического самодержавия, - массы повернули в ее сторону, и всякие дальнейшие споры стали безнадежными. В Киевской Руси не было по-видимому, даже и этих споров. Кривичи и дреговичи, варяги и славяне, "тюрки и берендеи", сколотили свою кооперацию как-то таинственно быстро и необычайно прочно. Русская книжная интеллигенция веками занималась "размышлениями у парадного подъезда" Западной Европы. Дальше подъезда она не шла. Но так как даже и Западная Европа не представляла собою чего бы то ни было единого, то российский интеллигент размышлял сразу по меньшей мере у трех подъездов: философского - германского, революционного - французского, и вообще демократического - английского. В Англии была демократия - но не было ни философии, ни революции. В Германии была философия, но не было ни революции, ни демократии, во Франции была и революция и демократия, но философской конкуренции Франция последнего столетия не могла выдержать никакой. Так что интеллигенция так и бродила: от подъезда к подъезду. В конце XVIII века "душа ее принадлежала короне французской". После свержения этой короны, она стала "прямо геттингенской" (Ленский у Пушкина), а в милюковский период русской истории русская интеллигентская душа угнездилась где-то на Темзе. Принципов государственного строительства Германии и Франции сейчас, пожалуй, даже и оспаривать не стоит. Английские государственные порядки, попавшие под высокое покровительство Бритиш Бродкэстинг Корпорэйшэн - сокращенно ВВС, - сейчас считаются самыми лучшими - English wears are the best. До американского парадного подъезда русская общественная мысль пока еще не добрела. Это, конечно, несколько затрудняет всякие размышления. Таким образом, из всех современных западноевропейских примеров и образцов у нас на данный момент осталась только Англия. И из всех прежних - только Рим. Но Рим отделен от нас двумя тысячами лет и никакое "классическое образование", которое должно было в русских гимназистах с помощью чешских латинистов воспитать доблести римской республики - никакого заметного следа на наших гимназических, а также и профессорских душах, не оставили. Наши души в последние предреволюционные десятилетия норовили принадлежать короне британской. Британская Империя является приблизительно сверстницей Российской. С той маленькой поправкой, что началась она на семьсот лет позже и кончается, на неизвестное количество лет раньше. Это - не первая "великая империя", которая "промелькнула перед нами".
|