Веббы говорят, как о чем то само собою разумеющемся, о тщете надежд на европейские революции в близком будущем и почерпают в этом утеши- тельное доказательство правильности теории социализма в одной стране. С авторитетом людей, для которых Октябрьский переворот явился полной и притом неприятной неожиданностью, они поучают нас необходимости строить социалистическое общество в границах СССР, за отсутствием других перс- пектив. Трудно удержаться от неучтивого движения плечами! На самом деле спор с Веббами у нас может идти не о том, нужно ли строить в СССР заводы и применять в колхозах минеральные удобрения, а о том, нужно ли и как именно готовить революцию в Великобритании. Но на этот счет ученые соци- ологи отвечают: "не знаем". Самый вопрос они, конечно, считают противо- речащим "науке". Ленин со страстной неприязнью относился к консервативным буржуа, во- ображающим себя социалистами, в частности, к британским фабианцам. По именному указателю, приложенному к его сочинениям, не трудно убедиться, что его отношение к Веббам на протяжении всей его деятельности остается неизменным в своей свирепой враждебности. В 1907 г. он впервые пишет о Веббах, как о "тупых хвалителях английского мещанства", которые "стара- ются представить чартизм, революционную эпоху английского рабочего дви- жении, простым ребячеством". Между тем без чартизма не было бы Парижской коммуны; без обоих не было бы Октябрьской революции. Веббы нашли в СССР только административный механизм и бюрократические планы: ни чартизма, ни Коммуны, ни Октябрьского переворот а они не нашли. Революция остается для них и сегодня чужим и враждебным делом, если не "простым ребячест- вом". В полемике с оппортунистами Ленин не стеснялся, как известно, салон- ными соображениями. Но его бранные эпитеты ("лакеи буржуазии", "предате- ли", "лакейские души" и пр.) выражали в течение ряда лет тщательно взве- шенную оценку Веббов, как проповедников фабианства, т.е. традиционной респектабельности и преклонения пред существующим. О каком-либо переломе во взглядах Веббов за последние годы не может быть и речи. Те самые лю- ди, которые во время войны поддерживали свою буржуазию и принимали позже из рук короля звание лорда Пасфильда, ни от чего не отказываясь, ни в чем не изменяя себе, примкнули к коммунизму в отдельной и притом чужой стране. Сидней Вебб был министром колоний, т.е. старшим тюремщиком бри- танского империализма, как раз в тот период своей жизни, когда он сбли- зился с советской бюрократией, получал из ее канцелярии материалы и на основании их работал над своей двухтомной компиляцией. Еще в 1923 г. Веббы не видели большой разницы между большевизмом и царизмом (см. напр., "The Decay of Capitalist Civilisation", 1923). Зато ныне они полностью признали "демократию" сталинского режима. Не надо ис- кать здесь противоречия. Фабианцы возмущались, когднапр., "The Decay of Capitalist Civilisation", 1923). Зато ныне они полностью признали "де- мократию" сталинского режима. Не надо искать здесь противоречия. Фабиан- цы возмущались, когда революционный пролетариат отнимал свободу действий у "образованного" общества, но считают в порядке вещей, когда бюрократия отнимает свободу действий у пролетариата. Не в этом ли состояла всегда функция лейбористской рабочей бюрократии? Веббы клянутся, например, что критика в СССР совершенно свободна. Чувство юмора не свойственно этим людям. Они совершенно серьезно Наивность? Ни Энгельс, ни Ленин не считали Сиднея Вебба наивным. Ско- рее - респектабельность. Ведь дело идет об установленном режиме и гос- теприимных хозяевах. Веббы крайне неодобрительно относятся к марк- систской критике существующего. Они считают себя призванными охранять наследство Октябрьской революции от левой оппозиции. Отметим для полно- ты, что лейбористское правительство, в которое входил Лорд Пасфильд (Сидней Вебб), отказало в свое время автору этой работы в визе на въезд в Великобританию. Таким образом Сидней Вебб, который как раз в те дни работал над своей книгой об СССР, теоретически защищает от подрывной ра- боты Советский Союз, а практически - Империю Его Величества. К чести его, он в обоих случаях остается верен себе. Для многих мелких буржуа, не владеющих ни пером, ни кистью, офици- ально зарегистрированная "дружба" с СССР есть как бы свидетельство выс- ших духовных интересов. Участие во франк-масонских ложах или в паци- фистских клубах имеет много общего с участием в обществе "друзей СССР", ибо позволяет одновременно вести два существования: одно - будничное, в кругу повседневных интересов, другое - праздничное, возвышающее душу. Время от времени "друзья" посещают Москву. Они отмечают в своей памяти тракторы, ясли, пионеров, парады, парашютисток, словом, все, кроме новой аристократии. Лучшие из них закрывают на нее глаза из чувства вражды к капиталистической реакции.
|