И далее: "машина у нас дорога". Как всегда докладчик воздержива- ется от точных сравнительных данных по отношению к мировому произ- водству. Трактор представляет гордость советской индустрии. Между тем коэффи- циент полезного действия тракторов крайне низок. В течение прошлого хо- зяйственного года пришлось подвергнуть капитальному ремонту 81% тракто- ров, причем значительное количество их снова вышло из строя в самый раз- гар полевых работ. По некоторым исчислениям, машино-тракторные станции станут рентабельны лишь при урожайности в 20-22 центнера зерна с гекта- ра. Сейчас, когда средний урожай не достигает и половины, государству приходится нести миллиардные расходы на покрытие дефицитов. Еще хуже обстоит дело с автотранспортом. В Америке грузовая машина пробегает 60-80.000, даже 100.000 километров в год; в СССР только 20.000, т.е. в 3-4 раза меньше. Из каждых 100 машин в работе только 55: остальные в ремонте, или в ожидании его. Стоимость ремонта в 2 раза пре- вышает стоимость всех выпускаемых новых машин. Немудрено, если по отзыву государственного контроля, "автотранспорт ложится исключительно тяжелым бременем на себестоимость продукции". Повышение провозоспособности железных дорог сопровождается, по словам председателя Совнаркома, "многочисленными авариями и крушениями". Основ- ная причина та же: унаследованная от прошлого низкая культура труда. Борьба за содержание железнодорожных стрелок в опрятном состоянии стано- вится в своем роде героическим актом, о котором премированные стрелочни- ки докладывают в Кремле перед самыми верхушками власти. Водный транс- порт, несмотря на успехи последних лет, далеко отстает от железнодорож- ного. Периодически газеты пестрят сообщениями о "скверной работе морско- го транспорта" о "непомерно низком качестве ремонта флота" и проч. В легких отраслях положение еще менее благоприятно, чем в тяжелой. Своеобразный закон советской промышленности можно формулировать так: из- делия по общему правилу тем хуже, чем ближе они к массовому потребителю. В текстильной промышленности, по словам Правды, "позорно велик процент брака, небогат ассортимент, пр<е>обладают низкие сорта". Жалобы на пло- хое качество предметов широкого потребления периодически проникают в со- ветскую печать: "неуклюжие скобяные изделия"; "уродливая мебель, плохо сколоченная, кое-как отделанная"; "нельзя достать пригодных пуговиц"; "абсолютно неудовлетворительно работает система общественного питания". И так далее, без конца. Характеризовать успехи индустриализации одними количественными пока- зателями, без качественных, почти то же, что определять телосложение че- ловека одним ростом, без объема груди. Для более правильной оценки дина- мики советского хозяйства необходимо, к тому же, наряду с поправкой на качество, всегда иметь перед глазами тот факт, что быстрые успехи в од- них областях сопровождаются отставанием других. Создание гигантских ав- томобильных заводов оплачивается малочисленностью <и> безпризорностью шоссейных путей. "Запущенность дорог у нас исключительная, - констатиру- ют "Известия"; по важнейшей магистрали Москва-Ярославль можно продви- гаться на автомобиле со скоростью не свыше 10 км. в час". Председатель Госплана подтверждает, что страна все еще хранит "традиции векового без- дорожья". В сходном состоянии находится и муниципальное хозяйство. Возникают в короткий срок новые промышленные города; в то же время десятки старых приходят в запустение. Столицы и промышленные центры растут и украшают- ся, в разных частях страны воздвигаются дорогие театры и клубы, но квар- тирный голод невыносим, жилые дома остаются по правилу без надзора. "Мы строим плохо и дорого, жилищный фонд изнашивается и не восстанавливает- ся, ремонтируем мало и неумело". ("Известия"). Все хозяйство состоит из таких диспропорций. В известных пределах они неизбежны, поскольку продвигаться вперед приходилось и приходится начи- ная с наиболее важных участков. Тем не менее, отсталость одних отраслей чрезвычайно снижает полезное действие других. Если представить себе иде- альное плановое руководство, которое обеспечивает не максимальные темпы отдельных отраслей, а оптимальные результаты хозяйства в целом, то ста- тистический коэффициент роста оказался бы в первый период ниже, но все хозяйство и особенно потребитель были бы в выигрыше. В дальнейшем выиг- рала бы и общая динамика хозяйства. В официальной статистике производство автомобилей и ремонт их склады- ваются в общей сумме промышленной продукции; с точки зрения экономичес- кой эффективности следовало бы производить не сложение, а скорее вычита- ние. Настоящее замечание относится и ко многим другим отраслям промыш- ленности. Вот почему суммарные оценки в рублях имеют лишь относительную ценность: неизвестно, что такое рубль, и не всегда известно, что за ним скрывается: постройка машины или ее преждевременная поломка.
|