Если, по оценке в "твердых рублях, валовая продукция крупной промышленности вы- росла, по сравнению с довоенным уровнем, в 6 раз, то добыча нефти, угля, чугуна, исчисленная в тоннах, выросла в 3-3,5 раза. Основная причина не- совпадения показателей в том, что советская промышленность создала ряд новых отраслей, неведомых царской России. Но дополнительную причину надо искать в тенденциозных манипуляциях статистики. Известно, что органичес- кая потребность всякой бюрократии - подкрашивать действительность. На душу населения.
Средняя индивидуальная производительность труда в СССР все еще очень низка. На лучшем металлургическом заводе, по признанию его директора, выпуск чугуна и стали на одного рабочего в 3 раза ниже среднего выпуска на заводах Америки. Сопоставление средних цифр по обоим странам дало бы вероятно 1 : 5 или еще ниже того. При этом условии заявления, будто до- менные печи используются в СССР "лучше", чем в капиталистических стра- нах, пока что лишены смысла: задача техники состоит в экономии челове- ческого труда, и ни в чем другом. В лесной и строительной промышленности дело обстоит еще менее благоприятно, чем в металлургии. На одного рабо- чего карьеров в Соединенных Штатах приходится 5000 тонн в год, в СССР - 500 тонн, т.е. в десять раз меньше. Столь вопиющая разница объясняется не только недостаточной квалификацией рабочих, но и прежде всего плохой организацией труда. Бюрократия изо всех сил подстегивает рабочих, но правильно использовать рабочую силу не умеет. В сельском хозяйстве дело обстоит, разумеется, еще менее благополучно, чем в промышленности . Низ- кой производительности труда отвечает низкий национальный доход, а сле- довательно и низкий уровень жизни народных масс. Когда указывают, что по объему промышленной продукции СССР займет в 1936 г. первое место в Европе, - успех сам по себе громадный! - то ос- тавляют в стороне не только качество и себестоимость товаров, но и коли- чество населения. Между тем общий уровень развития страны и в особеннос- ти жизненный уровень масс могут быть определены, хотя бы в грубых чер- тах, лишь посредством деления продукции на число потребителей. Попытаем- ся произвести это простое арифметическое действие. Значение железнодорожного транспорта для хозяйства, культуры и воен- ных целей не требует пояснений. Советский Союз располагает 83 тысячами километров путей, против 58.000 в Германии, 63.000 во Франции, 417.000 в Соединенных Штатах. Это значит: на 10.000 душ населения в Германии при- ходится 8,9 километра дорог, во Франции - 15,2, в Соединенных Штатах - 31,1, в СССР - 5,0. По железнодорожным показателям СССР продолжает зани- мать одно из самых низких мест в цивилизованном мире. Торговый флот, поднявшийся за последние пять лет втрое, стоит сейчас примерно на уровне датского и испанского флота. К этому надо прибавить еще крайне низкий уровень шоссейных путей. Автомобилей в 1935 г. выпущено в СССР 0,6 на каждых 1000 человек, в Великобритании (в 1934) около 8, во Франции около 4,5, в Соединенных Штатах - 23 (против 36,5 - в 1928 г.). В то же время по относительной численности лошадей ( около одной лоша- ди на каждые 10-11 человек населения) Советский Союз, несмотря на край- нюю отсталость в отношении железнодорожного, водного и автотранспорта, не превосходит ни Франции, ни Соединенных Штатов, далеко уступая им по качеству своего конского стада. В области тяжелой промышленности , достигшей наиболее выдающихся успе- хов, сравнительные показатели все еще остаются неблагоприятными. Угля добыто в Советском Союзе в 1935 г. около 0,7 тонны на душу населения; в Великобритании - почти 5 тонн; в Соединенных Штатах почти 3 тонны (про- тив 5,4 в 1913 г.); в Германии около 3 тонн. Стали: в СССР - около 67 килограммов на душу, в Соединенных Штатах - около 250 кг. и пр. Таковы же примерно пропорции по чугуну и прокату. Электрической энергии в 1935 г. произведено в Советском Союзе на душу 153 киловатт-часов, в Великоб- ритании (1934) - 448, во Франции - 363, в Германии - 472 клв-часа. Душевые показатели легкой промышленности , по общему правилу, еще бо- лее низки. Шерстяной ткани произведено в 1935 г. менее полуметра на ду- шу, в 8 или 10 раз меньше, чем в Соединенных Штатах или Великобритании. Сукно доступно только привилегированным советским гражданам. Что касает- ся масс, то для них ситец, которого выделано около 16 метров на душу, идет попрежнему и на зимнее платье. Производство башмаков составляет ны- не в СССР приблизительно 0,5 пары на душу, в Германии - свыше пары, во Франции - 1,5 пары, в Соединенных Штатах - около трех пар, причем в сто- роне остается показатель качества, который еще более ухудшает соотноше- ние. Можно принять наверняка, что в буржуазных странах процент лиц, об- ладающих несколькими парами обуви, значительно выше, чем в СССР; но, к сожалению, по процент у босоногих СССР все еще занимает одно из первых мест. То же приблизительно соотношение, отчасти еще менее благоприятное, остается для продуктов пищевой промышленности , несмотря на ее бесспорные успехи в последние годы: консервы, колбаса, сыр, не говоря уже о пе- ченьях и конфетах, пока еще совершенно недоступны основной массе населе- ния.
|