Главную свою ам- бицию они полагают обычно в том, чтоб как можно меньше отличаться от на- иболее законченных буржуазных снобов. Словом, они чувствуют и держат се- бя в большинстве не как представители нового мира, а как заурядные выс- кочки! Сказать, что Советский Союз проделывает сейчас в основном ту культур- ную работу, которую передовые страны давно проделали на базисе капита- лизма, будет, однако, только половина правды. Новые общественные формы совсем не безразличны: они не только открывают отсталой стране возмож- ность достигнуть уровня передовых, но и позволяют ей выполнить эту зада- чу в гораздо более короткие сроки, чем те, какие понадобились в свое время на Западе. Разгадка ускорения маршрута проста: буржуазные пионеры должны были изобретать свою технику и учиться применять ее в области хо- зяйства и культуры. Советский Союз берет готовое, в его последних дости- жениях, и, благодаря обобществленным средствам производства, применяет заимствования не частично и постепенно, а сразу и в гигантских масшта- бах. Военные авторитеты прошлого не раз прославляли роль армии, как носи- теля культуры, в особенности по отношению к крестьянству. Не делая себе иллюзий насчет той специфической "культуры", которую насаждает буржуаз- ный милитаризм, нельзя все же оспорить, что многие прогрессивные навыки вносились в народные массы через армию: недаром же в революционных, осо- бенно крестьянских движениях бывшие солдаты и унтер-офицеры оказывались обычно во главе восставших. Советский режим имеет возмож ность воз- действовать на повседневную жизнь народа не только через армию, но и че- рез весь государственный аппарат и переплетенные с ним аппараты партии, комсомола и профессиональных союзов. Усвоение готовых образцов техники, гигиены, искусства, спорта в несравненно более короткие сроки, чем те, какие требовались для их выработки на родине, обеспечивается госу- дарственными формами собственности, политической диктатурой, плановыми методами руководства. Если б Октябрьская революция не дала ничего, кроме этого ускоренного движения, она была бы исторически оправдана, ибо упадочный буржуазный режим оказался не способен за последнюю четверть века продвинуть серьез- но вперед ни одну из отсталых стран ни в одной части света. Однако, русский пролетариат совершал переворот во имя гораздо дальше идущих за- дач. Как ни придавлен он сейчас политически, но в лучшей своей части он не отказался от коммунистической программы и связанных с нею великих на- дежд. Бюрократия вынуждена приспособляться к пролетариату, отчасти в са- мом направлении своей политики, главным образом - в ее истолковании. От того каждый шаг вперед в области хозяйства или быта, независимо от его действительного исторического содержания или его реального значения для жизни масс, провозглашается невиданным, небывалым завоеванием "социалис- тической культуры". Слов нет, сделать туалетное мыло и зубную щетку дос- тоянием миллионов, которые не знали до вчерашнего дня простейших требо- ваний опрятности, есть очень большая культурная работа. Но ни мыло, ни щетка, ни даже духи, которых требуют "наши женщины", не создают еще со- циалистической культуры, особенно в условиях когда эти жалкие атрибуты цивилизации доступны каким-нибудь 15% населения. "Переделка людей", о которой так часто говорят в советской печати, действительно идет полным ходом. Но в какой мере это социалистическая переделка? Русский народ не знал в прошлом ни великой религиозной рефор- мации, как немцы, ни великой буржуазной революции, как французы. Из этих двух горнил, если оставить в стороне реформацию-революцию XVII века у британских островитян, вышла на свет буржуазная индивидуаль ность , очень важная ступень в развитии человеческой личности вообще. Русские револю- ции 1905 и 1917 годов означали по необходимости первое пробуждение инди- видуальности в массах, выделение ее из первобытной среды, т.е. выполня- ли, в сокращенном объеме и ускоренным маршем, воспитательную работу бур- жуазных реформаций и революций Запада. Однако, задолго до того, как эта работа была, хотя бы вчерне, закончена, русская революция, возникшая на закате капитализма, оказалась переброшена ходом классовой борьбы на со- циалистические рельсы. Противоречия в области советской культуры только отражают и преломляют выросшие из этого скачка экономические и соци- альные противоречия. Пробуждение личности, по необходимости, приобретает при этом, в большей или меньшей мере мелкобуржуазный характер, не только в хозяйстве, но и в семейной жизни и в лирике. Носительницей крайнего, подчас разнузданного буржуазного индивидуализма стала сама бюрократия. Допуская и поощряя развитие экономического индивидуализма (сдельщина, приусадебные участки, премии, ордена), она жестоко подавляет в то же время прогрессивные стороны индивидуализма в сфере духовной культуры (критический взгляд, выработка своего мнения, воспитание личного досто- инства). Чем значительнее уровень развития данной национальной группы, или чем выше сфера культурного творчества, чем ближе оно захватывает проблемы общества и личности, тем тяжелее и невыносимее становятся тиски бюрокра- тизма.
|