Только что мы слышали от верховного советского учреж- дения: "ликвидация беспризорности и безнадзорности осуществляется сла- бо", что несомненно означает новый рост беспризорности . Но вот высокий советский судья возвещает нам, что в стране, где "весело жить", аборты должны караться тюрьмою, - точь в точь, как и в капиталистических стра- нах, где жить грустно. Заранее ясно, что в СССР, как и на Западе, в лапы тюремщика будут попадаться главным образом работницы, прислуги, крестьянки, которым трудно утаить шило в мешке. Что касается "наших жен- щин", предъявляющих спрос на хорошие духи и другие приятные вещи, то они будут попрежнему делать, что найдут нужным, под самым носом у благожела- тельной юстиции. "Нам нужны люди", дополняет себя Сольц, закрыв глаза на беспризорных. "Тогда потрудитесь рожать их сами", могли бы ответить вы- сокому судье миллионы трудящихся женщин, если б бюрократия не запечатала их уста печатью молчания. Эт<и> господа, видимо, окончательно забыли, что социализм должен устранить причины, толкающие женщину на выкидыш, а не принуждать ее к "радостям материнства" при помощи подлого полицейско- го вмешательства в самую интимную для каждой женщины сферу. Законопроект о запрещении абортов был поставлен на так называемое всенародное обсуждение. Даже сквозь частое сито советской печати прорва- лось наружу не мало горьких жалоб и сдавленных протестов. Обсуждение бы- ло так же внезапно прекращено, как и объявлено. 27 июня ЦИК превратил постыдный законопроект в трижды постыдный закон. Даже кое-кто из присяж- ных адвокатов бюрократии смутился. Луи Фишер объявил законодательный акт чем то вроде прискорбного недоразумения. На самом деле новый закон про- тив женщин, с изъятиями для дам, представляет собою закономерный плод термидорианской реакции! Торжественная реабилитация семьи, происходящая одновременно - какое провиденциальное совпадение! - с реабилитацией рубля, порождена матери- альной и культурной несостоятельностью государства. Вместо того, чтобы открыто сказать: мы оказались еще слишком нищи и невежественны для соз- дания социалистических отношений между людьми, эту задачу осуществят на- ши дети и внуки, - вожди заставляют не только склеивать заново черепки разбитой семьи, но и считать ее, под страхом лишения огня и воды, свя- щенной ячейкой победоносного социализма. Трудно измерить глазом размах отступления! Все и вся втянуты в новый курс: законодатель и беллетрист, суд и ми- лиция, газета и школьная кафедра. Когда наивный и честный комсомолец от- важивается написать в свою газету: "Вы лучше занялись бы разрешением за- дачи: как выйти женщине из тисков семьи", он получает в ответ пару уве- систых тумаков и - умолкает. Азбука коммунизма объявлена "левацким заги- бом". Тупые и черствые предрассудки малокультурного мещанства возрождены под именем новой морали. А что происходит в повседневной жизни, во всех углах и закоулках необъятной страны? Печать лишь в ничтожной доле отра- жает глубину термидорианской реакции в области семейного вопроса. Так как благородная страсть проповедничества растет вместе с ростом пороков, то седьмая заповедь приобретает в правящем слое большую попу- лярность. Советским моралистам приходится лишь слегка обновлять фразео- логию. Открыт поход против слишком частых и легких разводов. Творческая мысль законодателя уже изобрела такую "социалистическую" меру, как взи- мание денежной платы при регистрации развода и повышение ее при повтор- ных разводах. Недаром мы отметили выше, что возрождение семьи идет рука об руку с повышением воспитательной роли рубля. Налог несомненно затруд- нит регистрацию для тех, кому трудно платить. Для верхов плата, надо на- деяться, не представит препятствий. К тому же люди, располагающие хоро- шими квартирами, автомобилями и другими благами, устраивают свои личные дела без излишней огласки, следовательно и без регистрации. Ведь только на социальном дне проституция носит тяжелый и унизительный характер, - на верхах советского общества, где власть сочетается с комфортом, прос- титуция принимает элегантные формы маленьких взаимных услуг и даже об- личье "социалистической семьи". От Сосновского мы слышали уже о важности "автомобильно-гаремного фактора" в перерождении правящего слоя. Лирические, академические и прочие "друзья Советского Союза" имеют глаза для того, чтобы ничего не видеть. Тем временем брачно-семейное за- конодательство Октябрьской революции, некогда предмет ее законной гор- дости, переделывается и калечится путем широких заимствований из законо- дательной сокровищницы буржуазных стран. Как бы для того, чтоб запечат- леть измену издевательством, те самые доводы, какие приводились раньше в пользу безусловной свободы разводов и абортов - "освобождение женщины", "защита прав личности", "охрана материнства", - повторяются ныне в пользу их ограничения или полного запрета. Отступление не только принимает формы отвратительного ханжества, но и по существу заходит неизмеримо дальше, чем того требует железная необхо- димость хозяйства.
|