Он. товарищ Переплетчиков, не понимает и, боюсь, никогда не поймет, что все то, о чем он будет голосовать и голосить, есть самоубийственный вздор. Товарищи переплетчики - они тоже бывают разные. Русские в общем голосовали за Царя и потом - faut de mieux - за Колчака и Деникина. Не все, но большинство. Немецкие - "культурные" - голосовали за Эбера и потом за Гитлера - голосовали почти все. Французские голосовали за Торреза и против американской манны небесной. Английские голосовали за национализацию и социализацию - и вот мы имели возможность прослушать заявление м-ра Шинуелля - какие мы, у себя дома, слышали уже сотни и сотни раз: с социализацией и национализацией выходит, правда, ерунда, но это только потому, что население старой веселой Англии еще недостаточно социал-демократично. Это - мы уже слыхали. Я не пойду ни к какому русскому царскому правительству с заведомо идиотским требованием: "долой тайную дипломатию", ибо я знаю, что пока существуют в мире "суверенные державы" и пока они борются или воюют друг с другом за целый ряд вещей, "тайная дипломатия" есть такая же неизбежность, как и военные тайны. Я не буду ходить ни на какие демонстрации, ибо это, во-первых, лошадиный способ демонстрации того, что личный состав демонстрирующего табуна считает своим "мнением", и, во-вторых, потому, что это есть бесчестный способ: люди, которые находятся в Петербурге и которые, следовательно, могут шататься по Невскому - будут давить на правительство за счет тех людей, которые живут и работают в Донбассе, в Сибири, на Волге и но всяких других таких местах, и не имеют никакой возможности выписывать ногами свои точки зрения на правительственную политику. Как вы видите, все это есть категорически непролетарский подход к политической технике. Или, - еще больше - типично антипролетарский подход. Что же касается пролетариата, то я рассматриваю его не с экономической, а с чисто духовной точки зрения. Экономически я лично стою безмерно ниже любого американского рабочего. Психологически средний русский рабочий стоит (или стоял) безмерно выше среднего русского интеллигента. Пролетарий - это не тот, у кого нет денег. Пролетарий это тот, у кого - по марксистскому определению "нет родины". Нет корней, нет традиции - нет и Бога. Но паче всего - нет мозгов. Он, этот пролетарий, полагает, что он знает или может знать все. И о национализации, и о социализации, и о тайных договорах, и о пользе мощных колонн, демонстрирующих где попало и что попало. Пролетарий считает, что он вправе и в состоянии дать ответ на вопрос о национализации каменно-угольной промышленности, о Ялтинском договоре, о перспективах войны между: Германией и Англией в 1914 году, Германией САСШ в 1939, СССР и остальным миром в 19..?, о технических предпосылках девальвации франка, или о дележке Палестины между Иерусалимским Муфтием и Еврейским Агентством. Я - не пролетарий. У меня есть родина, есть традиция, и есть Бог. Есть кроме того и мозги. Я считаю - удовлетворительного качества. Во всяком случае, достаточного для того, чтобы отдать себе совершенно ясный отчет в том, что для решения целого ряда вещей у меня данных нет и в обозримое время быть не может . Я достаточно опытный в политическом отношении человек, для того, чтобы решение целого ряда вещей предоставить - по старомосковскому рецепту - "Богу и Великому Государю", ибо этот способ решения даст наилучшие результаты из всех мыслимых. Здесь я подхожу к выводу, который категорически противоречит большинству пролетарских общепринятых мнений. Принято говорить: да, при данном культурном уровне русского народа - без монархии не обойтись. Я говорю: при исторически доказанном умственном уровне русского народа - мы монархию восстановим. И не потому, что мы "некультурны", а потому, что мы, по крайней мере в политическом отношении, являемся самым разумным народом мира. Если M Ы, от Олега до Сталина, при всяких смутах, нашествиях, Батыях, Гитлерах, при ужасающей "географической обездоленности" страны - построили Империю, которая существует одиннадцать веков, то не Великобритания на нас, а мы на Великобританию можем смотреть, как на некоего исторического выдвиженца. Великобритания началась в сущности только при Кромвеле - середина XVII века, и кончается при Эттли - середина ХХ-го. Мы видели все: батыев и гитлеров, республики и монархии, самые разнообразные республики и довольно разнообразные монархии. В Москве бывали и татары, и поляки, и французы и почти были немцы, и мы поили наших сивок в Амуре, на Висле, на Шпрее и на Сене: "все промелькнуло перед нами, все побывали тут". И мы коегде промелькнули. Культура? Культура не имеет к государственности почти никакого отношения. Тем более, что еще вовсе неизвестно, что именно мы должны понимать под культурой: моторизованного дикаря из Бечуанланда или римского пахаря из долины Тибра? Культура должна была бы подразумевать культ - религиозную и государственную традицию, уважение к религиозной и государственной традиции.
|