Та- кие факты "позорят социалистический транспорт". На самом деле они счита- ются уголовными преступлениями и на капиталистическом транспорте. Пов- торные жалобы красноречивого администратора безошибочно свидетельствуют о крайней недостаточности транспортных средств для потребностей населе- ния, об острой нужде в тех продуктах, которые транспорт перевозит, и, наконец, о циничном пренебрежении к простому смертному со стороны желез- нодорожных, как и всяких других властей. Себя самое бюрократия умеет прекрасно обслуживать и на земле, и на воде, и в воздухе, о чем свиде- тельствует большое число советских салон-вагонов, специальных поездов и пароходов, все больше заменяемых, впрочем, лучшими автомобилями и само- летами. Характеризуя успехи советской промышленности, ленинградский предста- витель ЦК Жданов, при аплодисментах со стороны непо средств енно заинтере- сованных слушателей, обещал, что через год "наши активисты будут приез- жать на заседания не на нынешних скромных фордах, а на лимузинах". Со- ветская техника, поскольку она обращена лицом к человеку, направляет свои усилия прежде всего на удовлетворение повышенных потребностей изб- ранного меньшинства. Уличные трамваи - там, где они есть, - попрежнему переполнены до удушья. Когда народный комиссар пищевой промышленности Микоян хвалится, что низшие сорта конфет все более вытесняются в производстве высшими, и что "наши женщины" требуют хороших духов, то это значит лишь, что промышлен- ность, с переходом на денежный оборот, приспособляется к более квалифи- цированному потребителю. Таковы законы рынка, на котором не последнее место занимают высокопоставленные "жены". Наряду с этим обнаруживается, что 68 кооперативных лавок, из 95 обследованных в 1935 г. на Украине, вовсе не имели конфет, и что спрос на кондитерские изделия удовлетворял- ся лишь на 15-20%, при крайне низком качестве. "Фабрики работают, - жа- луются Известия, - не считаясь с требованием потребителя", - конечно ес- ли это не тот потребитель, который умеет за себя постоять. Академик Бах, подходя к вопросу под углом зрения органической химии, находит, что "наш хлеб иногда бывает из рук вон плох". То же думают ра- бочие и работницы, не посвященные в таинства процессов брожения; в отли- чие от почтенного академика они не имеют, однако, возможности выразить свою оценку на страницах печати. В Москве швейный трест рекламирует разнообразные фасоны шелковых платьев, выработанные специальным "Домом моделей"; в провинции, даже в крупных промышленных городах, рабочие по прежнему не могут без очередей и других мытарств достать ситцевую рубаху: не хватает! Доставить необхо- димое многим гораздо труднее, чем доставить избыточное не многим : вся ис- тория тому порукой. Перечисляя свои достижения, Микоян возвестил: "Новой является марга- риновая промышленность". Ее действительно не было при старом режиме. Не надо спешить с выводом, будто положение стало хуже, чем при царе: сли- вочного масла народ не видел и тогда. Но появление суррогата означает, во всяком случае, что в Советском Союзе имеются два класса потребителей: один предпочитает сливочное масло, другой мирится с маргарином. "Мы вдо- воль снабжаем махоркой всех, кому она нужна", хвалился тот же Микоян. Он забыл прибавить, что ни Европа ни Америка не знают такого низкопробного табака, как махорка. Одним из особенно ярких, чтоб не сказать вызывающих проявлений нера- венства является открытие в Москве и других крупных городах особых мага- зинов с высококачественными товарами, под очень выразительным, хотя и не русским названием "Люкс" (роскошь). В то же время не прекращающиеся жа- лобы на массовое воровство в гастрономических лавках Москвы и провинции означает, что продуктов питания хватает только для меньшинства, тогда как кормиться ими хотят все. Работница-мать имеет свой взгляд на общественный режим, и ее "потре- бительский" критерий, как презрительно выражается сановник, очень внима- тельный, впрочем, к собственному потреблению, является в последнем счете решающим. В конфликте между работницей и бюрократией Маркс, Ленин и мы с ними - на стороне работницы против бюрократа, который преувеличивает достижения, смазывает противоречия и держит работницу за горло, чтоб она не смела критиковать. Пусть маргарин и махорка сегодня - печальная необходимость. Но тогда незачем хвастать и прикрашивать действительность. Лимузины для "активис- тов", хорошие духи для "наших женщин", маргарин для рабочих, магази- ны-"люкс" для знати, вид деликатесов сквозь зеркальные витрины для плеб- са, - такой социализм не может не казаться массам новой перелицовкой ка- питализма. И эта оценка не столь уже ошибочна. На фундаменте "обобщенной нужды" борьба за необходимые предметы существования грозит воскресить "всю старую дребедень" и по частям воскрешает ее на каждом шагу. * * *
Нынешние рыночные отношения отличаются от отношений НЭП'а (1921-1928 г.г.) тем, что должны развертываться без посредника и частного торговца, непо средств енно между государственными, кооперативными, колхозными орга- низациями и отдельными гражданами.
|