Ужасный "лозунг" Троцкого: "без царя!", проходит через все писания всех критиков перманентной революции, у одних - как последний, важнейший, решающий аргумент, у других - как готовая пристань усталой мысли. Наибольшей глубины эта критика достигает, конечно, у "мастера" невежества и нелойальности, когда он в своих несравненных "Вопросах ленинизма" говорит: "Не будем распространяться (вот именно! Л. Т.) о позиции т. Троцкого в 1905 году, когда он "просто" забыл о крестьянстве, как революционной силе, выдвигая лозунг "без царя, а правительство рабочее", т. е. лозунг о революции без крестьянства". (И. Сталин "Вопросы ленинизма" , стр. 174-175). Несмотря на почти полную безнадежность моего положения пред лицом этой уничтожающей критики, которая не хочет "распространяться", попробую все-таки указать на некоторые смягчающие обстоятельства. Они имеются. Прошу внимания. Если бы я даже в какой-либо статье 1905 г. формулировал отдельный двусмысленный или неудачный лозунг, способный подать повод к недоразумению, то этот лозунг надо было бы теперь, т. е. 23 году спустя, брать не изолированно, а в связи с другими моими работами на ту же тему, а главное, в связи с моим политическим участием в событиях. Нельзя же просто сообщать читателям голое название неизвестного им (а равно и критикам) произведения и потом вкладывать в это название такой смысл, который находится в полном противоречии со всем, что я писал и делал. Но может быть не лишним будет прибавить, - о, критики, - что я никогда и нигде не писал, не произносил и не предлагал такого лозунга: "без царя, а правительство рабочее". В основе этого главного аргумента моих судей лежит, помимо всего прочего, постыднейшая фактическая ошибка. Дело в том, что прокламацию под заглавием "Без царя, а правительство рабочее" написал и издал за границей летом 1905 года Парвус. Я в это время давно уже жил нелегально в Петербурге и никакого отношения к этому листку ни делом, ни помышлением не имел. Узнал я о нем гораздо позже из полемических статей. Никогда не имел повода или случая высказываться о нем. Никогда не видел и не читал его (как, впрочем и все мои критики). Такова фактическая сторона этого замечательного дела. Очень жалею, что должен лишить всех Тельманов и Семаров наиболее удобного портативного и убедительного аргумента . Но факты сильнее моих гуманных чувств. Мало того. Случай так предусмотрительно подвел одно к одному, что в то самое время, как Парвус выпустил заграницей неизвестную мне листовку "Без царя, а правительство рабочее", в Петербурге нелегально издана была написанная мною прокламация под заглавием: "Не царь, не земцы, а народ". Заглавие это, неоднократно повторяющееся в тексте прокламации в качестве лозунга, объемлющего рабочих и крестьян, как бы нарочно придумано для того, чтобы в популярной форме опровергнуть позднейшие утверждения насчет перепрыгивания через демократическую стадию революции. Это воззвание перепечатано в моих "Сочинениях" (том II, ч. I, стр. 256). Там же напечатаны изданные большевистским Центральным Комитетом прокламации мои к тому самому крестьянству, о котором я, по гениальному выражению Сталина, "просто забыл ". Но и это еще не все. Совсем недавно достославный Рафес, один из теоретиков и руководителей китайской революции, в статье, помещенной в теоретическом органе ЦК ВКП, писал все о том же ужасном лозунге, выдвинутом Троцким в 1917 году. Не в 1905, а в 17-м! У меньшевика Рафеса есть впрочем оправдание: он состоял у Петлюры в "министрах" чуть не до 1920 года, и где же было ему, обремененному государственными заботами по борьбе с большевиками, вникать в то, что происходило в лагере Октябрьской революции? - Ну, а редакция органа ЦК? Эка невидаль: одной нелепостью больше или меньше... Как же так? воскликнет иной из добросовестных читателей, воспитанный на макулатуре последних лет. Ведь нас же учили в сотнях и тысячах книг и статей... - Да, учили , - придется, друзья, переучиваться. Это накладные расходы периода реакции. Ничего не поделаешь. История не идет прямолинейно. Временами она забирается и в сталинские тупики. V
ОСУЩЕСТВИЛАСЬ ЛИ У НАС "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДИКТАТУРА", И КОГДА ИМЕННО?
Ссылаясь на Ленина, Радек утверждает, что демократическая диктатура осуществилась в двоевластии. Да, Ленин иногда и притом условно, ставил вопрос таким образом, соглашаюсь я. - Как так "иногда"? возмущается Радек и обвиняет меня в посягательстве на одну из фундаментальных идей Ленина. Но Радек сердится только потому, что он неправ. В "Уроках Октября", которые Радек с запозданием годика на четыре тоже подвергает критике, я следующим образом истолковывал слова Ленина об "осуществлении" демократической диктатуры:
"Демократическая рабоче-крестьянская коалиция могла наметиться лишь как незрелая, не поднявшаяся до подлинной власти форма, - как тенденция, но не как факт" (т. III, ч. I, стр. XXI). По поводу этого истолкования Радек пишет: "Эта передача содержания одной из теоретически наиболее замечательных глав работы Ленина никуда не годится". После этих слов следует патетическая апеляция к традициям большевизма и, наконец, заключительный аккорд: "Вопросы эти черезчур важны, чтобы на них ответить ссылкой на то, что Ленин иногда говорил". Радек хочет всем этим создать представление о моем невнимательном отношении к "одной из наиболее замечательных" мыслей Ленина.
|