Вы согласитесь, что она тем более приблизится к цели, чем ближе станет к партии конституционалистов-демократов. Наконец, она совершенно слилась с ними. Что же, стачки прекратились бы от этого? Прекратились бы кровавые восстания солдат и матросов? Захват земель? Нет, все это происходило бы, но только гораздо более стихийно и хаотично, чем теперь. У революции есть свои органические запросы и неотвратимые потребности, своя внутренняя логика. Тактика крайних партий учитывается объективным ходом революции лишь постольку, поскольку она вносит возможно большее единство, планомерность, сознательность в стихийно развивающуюся борьбу народных масс, в эти непрерывные "революции", вне которых нет и не может быть революции. И именно исходя из этих соображений, социал-демократия сознательно строит свою тактику в направлении объективного развития революционного процесса. Конечно, можно упрекать ее за то, что она приспособляет свою тактику к революционной стихии. Но тогда уж заодно нужно обвинять ученого агронома, который приспособляется к свойствам климата и почвы. Одно из двух: либо отступиться от массы, предоставив ее собственной судьбе и педагогике пулеметов, либо приспособлять свою тактику к стихийному развитию массы. К.-д. сами очень хорошо сознают свое полное бессилие руководить жизнью революционного народа посредством своих общих нравственных и юридических теорем, но считают себя в праве набрасываться на социал-демократию за то, что она этого не делает. А она, если б и хотела, так же мало имела бы успеха в этом, как и они сами. Если б социал-демократическая интеллигенция устранилась, если б устранились многие тысячи сознательных социал-демократов-рабочих, поле заняли бы социалисты-революционеры. Если б не было с.-р. (например, если бы они вместе с с.-д. перешли в лагерь к.-д.), тогда из рядов интеллигенции выделились бы другие революционные группы, которые, во взаимодействии с верхним слоем пролетариата и в противодействии с либеральной буржуазией, формулировали бы объективные запросы борьбы рабочих масс. Если русская социал-демократия, несмотря на гарантии интернационального опыта, выполняет эту работу, на взгляд "Полярной Звезды", плохо, то другие сделали бы ее еще хуже. "Революции" все равно происходили бы, только с большей смутой в умах масс и их "вождей". Реакция все равно развивала бы тактику наступлений и отступлений. И либеральные мудрецы все равно были бы недовольны революциями. Революции и реакциями Реакции. Мы имели бы 48 год! Нападки "Полярной Звезды", как и либералов вообще, на тактику социал-демократии, если их развить и углубить, представляют собою не что иное, как замаскированные нападки на нецелесообразную структуру современного общества: на нищету народных масс, на остроту их социальных интересов, на хищнический эгоизм господствующих классов, на неопреодолимость классовых страстей - словом, на суровую логику истории. Не крайние партии создали классовые противоречия, но классовые противоречия создали крайние партии. Лассаль когда-то сказал прусским либеральным идеалистам, что, если б он создавал мир, он поставил бы право выше силы, - но, к сожалению, ему не пришлось создавать этот мир. Там, где виновата объективная жестокость истории, либерализм видит только субъективные ошибки мысли. "Главнейшая ошибка, повторенная нами вслед за деятелями всех почти революций, - пишет г. Штильман в "Полярной Звезде", - заключается в том, что, едва успев нанести общему врагу первый сильный удар, мы сейчас же о нем позабыли и подняли жестокую междоусобную ссору" (N 7, 501). "Мы сделали ту же ошибку, в какой повинны деятели всех почти (почему почти? именно всех. Л. Т.) революций". Кто эти "мы"? Очевидно, автор представляет себе при этом литераторов "Начала" и "Полярной Звезды", или, в лучшем случае, сотню - другую деятелей земского съезда и Совета Рабочих Депутатов. И в их междоусобной ссоре (!) - "главнейшая ошибка" революции! Г. Штильман своим детским языком дает выражение тем обычным представлениям о ходе и исходе революции, какие свойственны людям его лагеря. Не классовые противоречия, которые обостряются с каждым шагом революции, не объективные отношения, которым деятели дают лишь более или менее несовершенную формулировку, а субъективные ошибки этих деятелей, т.-е. собственно господ литераторов и господ депутатов, решают судьбы революций. И тот факт, что "главнейшая ошибка" повторялась в каждой революции, имевшей место в классовом обществе, - а иных революций не бывает! - нисколько не мешает идеалистам исправлять, посредством нравоучений, эту ошибку исторической природы общества. Но пусть виноваты деятели. Какого же именно лагеря? Автор, открывший "главнейшую ошибку", дает ответ и на этот вопрос. Наша "буржуазия", - пишет он (почему буржуазия в кавычках - неизвестно. Л. Т.) - уже политически дифференцировалась. "И пролетариату следует, конечно, примкнуть к наиболее левым ее элементам", он "не имеет никаких оснований расходиться даже с "буржуазными" элементами конституционно-демократической и других "несоциалистических"* партий" (N 7, стр.
|