Это мировой типъ. Это типъ человека съ мозгами барана, челюстями волка и моральнымъ чувствомъ протоплазмы. Это типъ человека, ищущаго решения плюгавыхъ своихъ проблемъ въ распоротомъ животе ближняго {100} своего. Но такъ какъ никакихъ решений въ этихъ животахъ не обнаруживается, то проблемы остаются нерешенными, а животы вспарываются дальше. Это типъ человека, участвующаго шестнадцатымъ въ очереди въ коллективномъ изнасиловании. Реалистичность большевизма выразилась, въ частности, въ томъ, что ставка на сволочь была поставлена прямо и безтрепетно. Я никакъ не хочу утверждать, что Мануильский былъ сволочью, какъ не сволочью былъ и Торквемада. Но когда христианство тянуло людей въ небесный рай кострами и пытками, а большевизмъ -- въ земной чекой и пулеметами, то въ практической деятельности -- ничего не поделаешь -- приходилось базироваться на сволочи. Технику организации и использования этой последней большевизмъ отъ средневековой и капиталистической кустарщины поднялъ до уровня эпохи самолетовъ и радио. Онъ этотъ "активъ" собралъ со всей земли, отделилъ отъ всего остального населения химической пробой на доносъ и кровь, отгородилъ стеной изъ ненависти, вооружилъ пулеметами и танками, и... сочувствие массъ? -- Наплевать намъ на сочувствие массъ... ЛАГЕРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ АКТИВА Когда я несколько осмотрелся кругомъ и ознакомился съ людскимъ содержаниемъ УРЧ, мне стало какъ-то очень не по себе... Правда, на воле активу никогда не удавалось вцепиться мне въ икры всерьезъ... Но какъ будетъ здесь, въ лагере?.. Здесь, въ лагере, -- самый неудачный, самый озлобленный, обиженный и Богомъ, и Сталинымъ активъ -- все те, кто гляделъ и недогляделъ, служилъ и переслужился, воровалъ и проворовался... У кого -- вместо почти облюбованнаго партбилета -- года каторги, вместо автомобиля -- березовое полено и вместо власти -- нищенский лагерный блатъ изъ-за лишней ложки ячменной каши. А пирогъ? Пирогъ такъ мимо и ушелъ... -- За что, же боролись, братишечки?... ...Я сижу на полене, кругомъ на полу валяются кипы "личныхъ делъ", и я пытаюсь какъ-нибудь разобраться или, по Наседкинской терминологии, определить "что -- куда". Высокий жилистый человекъ, съ костистымъ изжеваннымъ лицомъ, въ буденовке, но безъ звезды и въ военной шинели, но безъ петлицъ -- значитъ, заключенный, но изъ привиллегированныхъ -- проходитъ мимо меня и осматриваетъ меня, мое полено и мои дела. Осматриваетъ внимательно и какъ-то презрительно-озлобленно. Проходитъ въ следующую закуту, и оттуда я слышу его голосъ: -- Что эти сукины дети съ Погры опять намъ какого-то профессора пригнали? -- Не, юресъ-кон-сулъ какой-то, -- отвечаетъ подобострастный голосъ. -- Ну, все равно. Мы ему здесь покажемъ университетъ. Мы ему очки въ задъ вгонимъ. Твердунъ, вызови мне Фрейденберга. -- Слушаю, товарищъ Стародубцевъ. Фрейденбергъ -- это одинъ изъ украинскихъ профессоровъ, {101} профессоръ математики. Въ этомъ качестве онъ почему-то попалъ на должность "статистика" -- должность, ничего общаго со статистикой не имеющая. Статистикъ -- это низовой погонщикъ УРЧ долженствующий "въ масштабе колонны", т.е. двухъ-трехъ бараковъ, учитывать использование рабочей силы и гнать на работу всехъ, кто еще не померъ. Неподходящая для профессора Фрейденберга должность... -- Товарищъ Стародубцевъ, Фрейденбергъ у телефона. -- Фрейденбергъ? Говоритъ Стародубцевъ... Сколько разъ я вамъ, сукиному сыну, говорилъ, чтобы вы мне сюда этихъ очкастыхъ идиотовъ не присылали... Что? Чей приказъ? Плевать мне на приказъ! Я вамъ приказываю. Какъ начальникъ строевого отдела... А то я васъ со всемъ очкастымъ г... на девятнадцатый кварталъ вышибу. Тутъ вамъ не университетъ. Тутъ вы у меня не поразговариваете. Что? Молчать, чортъ васъ раздери... Я вотъ васъ самихъ въ ШИЗО посажу. Опять у васъ вчера семь человекъ на работу не вышло. Плевать я хочу на ихния болезни... Вамъ приказано всехъ гнать... Что? Вы раньше матомъ крыть научитесь, а потомъ будете разговаривать. Что, ВОХРа у васъ нетъ?.. Если у васъ завтра хоть одинъ человекъ не выйдетъ... Я слушаю эту тираду, пересыпанную весьма лапидарными, но отнюдь непечатными выражениями, и "личныя дела" въ голову мне не лезутъ... Кто такой этотъ Стародубцевъ, какия у него права и функции? Что означаетъ этотъ столь много обещающий приемъ? И въ какой степени моя теория советскихъ взаимоотношений на воле -- можетъ быть приложена здесь? Здесь у меня знакомыхъ -- ни души. Профессора? Съ однимъ -- вотъ какъ разговариваютъ. Двое служатъ въ УРЧ... уборщиками -- совершенно ясно, изъ чистаго издевательства надъ "очкастыми". Одинъ, профессоръ "рефлексологии", штемпелюетъ личныя карточки: 10-15 часовъ однообразнаго движения рукой. ..."Профессоръ рефлексологии"...
|