Киевский комитет их, например, возвестил в гектографированном листке, написанном тем специфическим слогом, каким "Русские Ведомости" пишут о преимуществах выборного начала пред бюрократическим, что ныне к требованиям всей земской и интеллигентской России присоединился и пролетариат, заслуги коего пред освободительным движением, впрочем, и в прошлом громадны. Что-то в этом роде. О социал-демократии ни слова. Зато в докладах и всяких публичных и приватных заявлениях именно бывшие марксисты, игнорируя и факты и политическую логику, утверждают, что социал-демократия к петербургским событиям никакого отношения не имела, - там были: "Гапон и... мы", Гапон вел, "мы" поддерживали. Помощь, которую рабочая партия получает от либерального "общества", ничтожна, - и главная доля вины за это падает несомненно на "освобожденцев". Именно они составляют ту прослойку, которая соединяет нас с "настоящими" либералами или, вернее, отделяет нас от них. Освобожденцы, повидимому, старательно прививают своим клиентам ту мысль, что рабочий класс, это - одно ("какая прелесть эти рабочие!" - пишет г-ну Струве его петербургский корреспондент после 9 января), а рабочая партия, это - совсем, совсем другое. Но самостоятельных связей с пролетариатом в его повседневной организационной работе у них нет, соприкосновение создается только в моменты крайнего подъема, как во время петербургских событий, когда либералы через освобожденцев давали деньги на стачечников, а освобожденцы, вследствие этого, вообразили, что они вместе с Гапоном руководят рабочим движением. Конечно, не все освобожденцы проходили через марксизм, но приходится признать, что "марксисты" среди них самые влиятельные, они задают тон. И это тон политической расслабленности, какого-то вымученного оппортунизма, на вид ужасно реалистичного, а на самом деле совершенно доктринерского. Все, от надуманного Струве лозунга: "да здравствует армия!" и до им же надуманных политических яслей для пролетариата (читай N от 6 января), - как все это жизненно, умно, не правда ли?! Замечательное дело! Если где-нибудь интеллигенция с весом и с положением, как петербургские инженеры, шевелится резко, с настроением, знайте - там у руля не квалифицированные демократы, а совершенно простые смертные... Можно встретить немало народу, который, благодаря освобожденским истолкователям, верит, что земцы выдвинули вполне демократическую программу. Если вы заикнетесь, вам ответят: а седьмой пункт - политические права всех граждан должны быть равны, - ведь это и означает ваше всеобщее, прямое, равное и тайное... Чего же вам еще? Многие так-таки искренно воображают, что этот сакраментальный седьмой пункт (о котором, к слову сказать, вся последующая политическая практика земцев ничего не хочет знать) раз навсегда должен зажать рот социал-демократии. "Седьмой пункт" - высшее торжество освобожденцев; это индульгенция, которою они думают отделаться от ответа за прошлые и будущие грехи. И когда стало ясно, что мы эту индульгенцию считаем просто фальшивым политическим документом, они озлились тем более, что отлично знают нашу правоту: недаром же они были на той кухне, в которой готовились знаменитые земские резолюции. Нельзя отрицать того, что освобожденцы оказали некоторое влияние на либералов и легонько подтолкнули их вперед. Но успехи их на этот поприще имеют скорее дипломатический, чем политический характер. Такие успехи получаются от переговоров, увещаний, удачных личных комбинаций, благовременных умолчаний, ловко просунутых резолюций, которые означают все и ничего. Конечно, и личные комбинации, и увещания, и переговоры совершенно неизбежны в политике, но это часть служебная. У освобожденцев же это все, а частью служебной являются политические декларации, программные статьи, пункты седьмые и иные. Результаты такой политики прочны лишь до первого испытания. "Индивиды позволяют себя обманывать, классы - никогда". Рескрипт 18 февраля готовит квалифицированным демократам тяжелый искус. "Освобождение" еще совсем недавно (в ту эпоху, когда в России еще "не было" революционного народа) видело даже в манифесте 12 декабря указание пути, по которому пойдет обновление России: уступочка за уступочкой под давлением общественного мнения, освобожденское воспитание рабочих в политической обстановке, созданной уступочками, просветительные комитетики, - словом, программа "освободительной" канители, рассчитанная лет на 50. С этой поистине орлиной точки зрения рескрипт 18 февраля открывает дух захватывающие горизонты. Оставалось бы только радоваться. Но дело в том, что этот рескрипт скоро, и притом в очень ясной, конкретной форме, поставит перед земцами вопрос о сделке с правительством за счет самых элементарных и очевидных интересов народа. На предложение правительства нужно будет ответить либо да, либо нет. Мы здесь еще не знаем, как отнеслось к рескрипту "Освобождение" . Но освобожденцы боятся. Они очень знают, что "пункт седьмой" ноябрьских резолюций никого ни к чему не обяжет.
|