Г. Струве решительно выступил против этой "дезорганизаторской" тактики. "Если б это была революция, - писал он, - другое дело, перед революцией мы бы преклонились. Но это не революция. Это простое срывание собраний". Беспорядочные появления на либеральной территории передовых отрядов пролетариата вносили, конечно, дезорганизацию в распорядок либеральных разговоров. Но из этой "дезорганизации" в значительной мере выростало то настроение, которое создало 9 января. Г. Струве "принял" 9 января, и, разумеется, не вспомнил, как старательно он подрывал, по мере сил, политические корни этого события. Когда началась полоса хаотических стачек, охватывавших профессии, города, порты, железные дороги, области, г. Струве, как проницательный политик, восстал против этой дезорганизации национального хозяйства: в бесплодности этих стачек для него не было сомнения. Разразилась всеобщая стачка в октябре, которая заставила реакцию взять под козырек пред революцией. Когда г. Струве увидел бумагу (манифест 17 октября), он немедленно признал октябрьскую стачку "славной", а в "Полярной Звезде" даже - "достославной". Только те бесчисленные частные, местные, районные, областные стачки, которые подняли на ноги весь наемный люд, пропитали его чувством солидарности, заставили каждую часть его сознавать свою связь с целым, научили его перекликаться из конца в конец - только эти необходимые подготовительные стачки г. Струве объявил бесплодной дезорганизацией национального хозяйства! - Мы не знаем, к сожалению, считал ли г. Струве октябрьскую стачку достославной, когда она начиналась? И мы не знаем также, считал ли бы он ее достославной, если б она непосредственно не привела к манифесту 17 октября? Когда рабочие вторгались в сферу банкетной компетенции освобожденцев, г. Струве говорил: будь это революция, другое дело; но это простая дезорганизация. Он не видел одного: то, что он отвергал якобы во имя революции, было не чем иным, как прорезыванием самой революции. То же самое со стачками. Возбужденная рабочая масса и раз, и другой, и третий, и десятый, напирала на ограниченные рамки городов, районов, профессий, отступала, снова напирала, билась локтями о стены, падала, снова и снова наступала, - пока не рванулась, наконец, вперед, как одно революционное целое в октябрьские дни. Социал-демократия по мере сил облегчала этот мучительный процесс. Когда разрозненные, "безрезультатные" стачки сотрясали тело пролетариата, г. Струве видел в них только дезорганизацию хозяйства, но он одобрил октябрьскую стачку задним числом за ее полупобеду. А между тем эта "славная" стачка относится к предшествовавшим ей "бесплодным" стачкам, как к неизбежным и объективно-целесообразным схваткам родового процесса... В последнем номере "Освобождения", чтобы закончить этот журнал так же достойно, как он его начал, г. Струве обрушился на социал-демократию за университетские митинги и за ее стачечную тактику, преследующую не благо рабочих, но лишь выгоды политической пропаганды. Станет ли теперь сам г. Струве отрицать, что если частные стачки подготовили славную общую стачку, то университетские митинги дали ей объединяющий политический лозунг? Октябрьская стачка амнистировала г. Струве. Он вернулся в Россию, и на земском съезде в Москве наш непреклонный демократ оказался не на левом крыле, с Петрункевичем, даже не в центре, с Милюковым, а на правом крыле, с Шиповым, - и это не по нашей придирчивой оценке, но по определению освобожденцев из "Нашей Жизни". Выждав падения революционной волны, г. Струве принялся за издание конституционного органа на почве, созданной манифестом 17 октября. Для того, чтобы его прошлое не питало ничьих опасений за его будущее, г. Струве в публикациях об издании "Полярной Звезды" объявил о своей искренности. Каемся, мы никогда не питали доверия к тому целомудрию, которое боится, что его не оценят, и потому демонстрирует себя на площади, - при чтении объявления мы покачали головой. И мы не ошиблись. "Часто приходилось слышать, - писал г. Струве в N 4, - что всю правду нельзя говорить в пылу борьбы; но нам кажется, - правильно возражает он, - что в этом отводе, предъявляемом правде, звучит не увлечение борьбой, а совсем другие чувства: неуверенность в себе, сознание своего собственного бессилия и - как естественное завершение всего этого - политическая трусость, трусость за себя и за любимое дело освобождения". ("Полярная Звезда" N 4, стр. 278). А через три недели он же пишет: "Кому не чужда политическая ответственность, тот не станет выкладывать все, что он считает правильным (т.-е. "всю правду ", как он ее понимает. Л. Т.), независимо от того, какой эффект в умах слушателей или читателей будет иметь такая проповедь и какие реальные плоды она может дать" ("Полярная Звезда" N 7, стр. 444). Вы видите, что тут два прямо противоположных принципа: говорить всю правду , aussprechen was ist, по слову Лассаля, есть принцип мужественной революционной политики, которая живет уверенностью, что в конечном счете "эффект" правды и ее "плод" всегда благотворны; говорить пол-правды, т.-е. не правду , из страха за эффект полной правды и за ее плоды, это - политика либеральной трусости, "трусости за себя и за свое дело".
|