Он не хочет делать ближнего своего - средством. Это есть ядро русской мысли о братстве и это есть Евангелие будущего". В начале книги та же мысль выражена не столь афористически. "Западноевропейский человек, - говорит профессор Шубарт, - рассматривает жизнь, как рабыню, которой он наступил ногой на шею... Он не смотрит с преданностью на небо, а, полный властолюбия, злыми враждебными глазами глядит вниз, на землю. Русский человек одержим не волей к власти, а чувством примирения и любви. Он исполнен не гневом и ненавистью, а глубочайшим доверием к сущности мира. Он видит в человеке не врага, а брата". Шубарт - по стопам Шпенглера, - предсказывает, что "гибель европейской культуры - неизбежна", и что Россия спасет Европу: "Европа была проклятием России. Дай Бог, чтобы Россия стала спасением Европы". Спасение Европы - в данный момент интересует нас сравнительно мало: наша очередная задача - наше собственное спасение. Мыслители типа Шубарта могут не принимать это за национальный эгоизм: ибо, если мы погибнем, - то кто тогда будет спасать Европу? И если Европа "была проклятием России", - точка зрения на которой стою и я, - то путь нашего спасения лежит прежде всего в нашем спасении от Европы и от того, что она нам с собою принесла. В частности, от всех наследий и последствий феодализма. Наши историки, анализируя феодализм, неизменно исходили из чисто западноевропейских представлений о мире и, уклоняясь от какого бы то ни было сравнения с каким бы то ни было другим миром, - ничего нам не объяснили: откуда же, в конце концов, родилось это историческое явление? Читатель заметил, конечно, мое раздражение против профессиональных историков. Оно вызвано тем, что, например, в вопросе о феодализме, нам преподносили невероятную массу всяких мелочей, чудовищное, непосильное ни для какой памяти, количество Карлов и Фридрихов, которые, в сущности, решительно никому не нужны. А того, что нам нужно - принципиального отличия нашей психики от западноевропейской и, - как следствие этого, - принципиального отличия нашего государственного строительства от западноевропейского, наши профессиональные историки так и не заметили. И с высоты своих кафедр - иронизировали над "дилетантами"-славянофилами, которые, при всех своих отдельных ошибках, в конце концов, все-таки оказались правы. Одно из общепринятых и общепризнанных отличий нашей психологии от западноевропейской заключается в нашем отношении к закону, к праву и к юриспруденции. Еще Тихомиров отметил: "никогда русский человек не верил и не будет верить в возможность устроения жизни на юридических началах". Но нам столь ко раз твердили и долбили о том западноевропейском уважении к закону, которого так не хватает нам, варварам, что мы целыми поколениями взирали на просвещенную Европу и со скорбью душевной констатировали: "ну, где уж нам!" И даже теперь нам трудно от делать ся от некоторых, в сущности очевидно вздорных, представлений о святости закона. Я еще раз приведу совершенно конкретный пример: меньше ста лет тому назад у нас существовала целая сумма законов, устанавливавших крепостное право. С какой, спрашивается стати стал бы русский мужик относиться с уважением к законам, превращавших его в двуногий скот? Наши либералы скажут: так это были законы варварской царской России. И я им отвечу, что примерно в то же время и такие же законы, - только по отношению к неграм, - существовали в самой, что ни на есть свободной в мире республике - САСШ, законы, превратившие негров в тот же двуногий скот, - с какой стати стали бы негры относиться с уважением к этим законам? В СССР существуют законы, предусматривающие "ликвидацию кулака", как класса", с женами и детьми этого "кулака". В Германии существовали законы о физическом уничтожении евреев. Мне скажут: это крайности. Вот вам НЕ крайность: Во Франции перед началом Второй мировой войны имелось около двухсот тысяч русских эмигрантов. Часть их приехала в эту свободную и прекрасную страну по своей инициативе. Часть - в годы Первой мировой войны была послана Россией для помощи прекрасной французской союзнице: корпуса составленные только из георгиевских кавалеров. Часть была приглашена французским правительством для восстановительных работ на севере Франции . По великолепному законодательству свободной и демократической Европы, русские бесподданные эмигранты не имели почти никакой возможности переезжать в какую бы то ни было другую страну: пускали только людей с деньгами. У большинства денег не было. А прекрасная Франция - своих вчерашних союзников, защитников, отчасти и спасителей (наша восточно-прусская операция, спасшая в 1914 году Париж), постепенно лишала права на работу. Ехать - некуда и работать нельзя. Русские инженеры, архитекторы, врачи работали нелегально, нарушая закон, в качестве белых рабов у французских инженеров, архитекторов, врачей. Составляли для них состояния - и получали гроши. Так, например, чертежи знаменитого парохода "Норманадия" были нелегально, то есть противозаконно сделаны русской группой инженера Юркевича - французских специалистов такого калибра не нашлось.
|