е. организовали партизанскую войну. Столетия подряд такие же попытки повторяли Сапеги и Вишневецкие. Почти девятьсот лет после Болеслава точно такую же попытку и с точно такими же результатами повторил - вероятно, уже совсем в последний раз - Иосиф Пилсудский. Было ли это идиотизмом во времена Болеслава? - Трудно сказать. Но во времена Пилсудского это было идиотизмом уже совершенно очевидным: ни при каких мыслимых комбинациях политических судеб Польша не имела никакой возможности нажиться ни за счет России, ни за счет Германии, ни за счет двухсотмиллионного соседа на востоке, ни за счет восьмидесятимиллионного на западе. Но в 1943 году польское правительство уже сидевшее в эмиграции, снова повторило традиционное требование - Польша от моря до моря - т. е. от Риги до Одессы. Польша потерпела поражение - и во времена Болеслава, и во времена Вишневецкого, и во времена Пилсудского. Болеслав обошелся сравнительно дешево - была уничтожена польская армия. Вишневецкие обошлись дороже: они, истощив Польшу, подготовили почву для разделов. После страшных поражений в польско- украинской войне 1640-х годов и присоединения Украины к Москве - Польша уже никогда не поднималась до настоящей самостоятельности; полвека спустя Петр делал там, что хотел. Пилсудский, предав Деникина и спасши советскую власть, создал самую важную внешне-политическую предпосылку войны 1939 года... 5. - Польша забросила море и тянулась на восток в поисках крепостных душ для шляхты и католических душ - для ксендзов. И в Киеве, и в Риге, и в Вильне - Польша тысячу лет подряд - при Радзивиллах, Сапегах, Вишневецких и Пилсудских вела всегда одну и ту же политику: подавление и закрепощение всего не-шляхетского и не-католического. Польша, по крайней мере, в течение последних лет пятисот, - вела политику профессионального самоубийства и, как показала история, вела ее довольно успешно. И совершенно очевидно, что как Вишневецкий в семнадцатом веке, так и Пилсудскнй - в двадцатом - выражали не самих себя, со всеми своими личными качествами, а доминанту своей страны. Им всем, от Болеслава до Пилсудского, казалось, что они действуют вполне логично, разумно и патриотично, - иначе бы они все, или, по крайней мере, хоть кто- нибудь из них. действовали бы по-другому. Но иначе не действовал никто: доминанта. Откуда она взялась? Ближайшее объяснение будет лежать в католичестве. Но тогда возникает следующий вопрос: почему именно в Польше удержалось католичество, разгромленное и в северной Германии, и в Скандинавии и остановленное на пороге России? На этот вопрос ответа у меня нет. Ко всей трагической судьбе Польши и католичество приложило свою страшную руку: при Пилсудском, в сущности, совершенно так же, как и при Вишневецких: все иноверцы, диссиденты, в особенности православные, казнями и пытками загонялись в лоно католической Церкви, сжигались православные храмы (за два года перед Второй мировой войной их было сожжено около восьмисот) и в восточных окраинах возникала лютая ненависть против тройных насильников: насильников над нацией, экономикой и религией. И, создавая вот этакую психологическую атмосферу, Польша при Сапегах, Радзивиллах и Вишневецких пыталась опираться на казачьи войска, а в 1939 году послала против германской армии корпуса, сформированные из западно-украинского крестьянства: корпуса воевать не стали. "Домашний старый спор", о котором когда-то писал Пушкин, сейчас решен окончательно. Русское море не иссякло - его не удалось иссушить ни большевикам, ни Гитлеру. Польша, как и следовало ожидать, при минимальной затрате умственных способностей, оказалась расплющенной. И если Россия - даже и при большевиках - сумела ликвидировать немецкий "Drang nach Osten", то о польской "миссии на востоке" и говорить нечего. Если Россия сумела справиться с такою несомненно первосортной Европой, какою она, Европа, являлась и при наполеоновском "новом порядке" и при гитлеровском, то совсем уже третьесортное европейское захолустье Польши - никакой угрозы для нас больше не представляет. И сейчас мы, больше чем когда бы то ни было, можем позволить себе роскошь полного беспристрастия. Может быть - и сочувствия: трагическая и окровавленная судьба этой несчастной страны, которая - как выразился Энгельс, "никогда, ничего кроме воинственных глупостей не делал а" - может вызвать всякие чувства, - но и сострадание в том числе. Может быть, даже и нечто вроде признательности: если бы Польша не была католической, то восточно-европейская империя была бы, конечно, польской, а не русской: для этого Польше одно время было вполне достаточно отказаться от шляхетско-ксендзовской, политики на Украине - и "Польша от моря до моря" была бы обеспечена. При ее тогдашнем техническом превосходстве - это было бы вполне достаточной базой для стройки империи. Но от Болеслава до Мосьциского (последний президент Польши) - страна вела все одну и ту же политику упорно, настойчиво, фанатично и самоубийственно - безо всякой оглядки на элементарнейший человеческий здравый смысл...
|