К объективным причинам, вызывающим возврат к таким буржуазным нормам, как выплата алиментов, присоединяется социальный ин- терес правящего слоя в углублении буржуазного права. Самым повелительным мотивом нынешнего культа семьи является, несомненно, потребность бюрок- ратии в устойчивой иерархии отношений и в дисциплинировании молодежи посредством 40 миллионов опорных пунктов авторитета и власти. Когда жива была еще надежда сосредоточить воспитание новых поколений в руках государства, власть не только не заботилась о поддержании авто- ритета "старших", в частности отца с матерью, но наоборот, стремилась, как можно больше отделить детей от семьи, чтоб оградить их тем от тради- ций косного быта. Еще совсем недавно, в течение первой пятилетки, школа и комсомол широко пользовались детьми для разоблачения, устыжения, вооб- ще "перевоспитания" пьянствующего отца или религиозной матери; с каким успехом - вопрос особый. Во всяком случае этот метод означал потрясение родительского авторитета в самых его основах. Ныне и в этой немаловажной области произошел крутой поворот: наряду с седьмой пятая заповедь пол- ностью восстановлена в правах, правда, еще без ссылки на бога; но и французская школа обходится без этого атрибута, что не мешает ей с успе- хом насаждать консерватизм и рутину. Забота об авторитете старших повела уже, впрочем, к изменению полити- ки в отношении религии. Отрицание бога, его помощников и его чудес явля- лось наиболее острым клином из всех, какие революционная власть вгоняла между детьми и отцами. Обгоняя рост культуры, серьезной пропаганды и на- учного воспитания, борьба с церковью, под руководством людей типа Ярос- лавского, вырождалась нередко в бутафорию и в озорство. Ныне штурм не- бес, как и штурм семьи, приостановлен. Озабоченная репутацией своей со- лидности бюрократия приказала молодым безбожникам сдать боевые доспехи и засесть за книжки. По отношению к религии устанавливается постепенно ре- жим иронического нейтралитета. Но это только первый этап. Не трудно было бы предсказать второй и третий, еслиб ход событий зависел только от пре- держащих властей. Лицемерие господствующих воззрений всегда и везде развивается, как квадрат или куб социальных противоречий: таков, примерно, исторический закон идеологий в переводе на язык математики. Социализм, если он вообще заслуживает этого имени, означает человеческие отношения без корысти, дружбу - без зависти и интриги, любовь - без низменного расчета. Офици- альная доктрина тем повелительнее объявляет эти идеальные нормы уже осу- ществленными, чем громче действительность протестует против таких ут- верждений. "На основе действительного равенства мужчины и женщины - го- ворит, например, новая программа комсомола, принятая в апреле 1936 г., - создается новая семья, о процветании которой заботится советское госу- дарство". Официальный коментарий дополняет программу: "Наша молодежь при выборе друга жизни - жены или мужа, знает только один мотив, одно побуж- дение - любовь. Буржуазный брак по расчету, из-за денег не существует для нашего подрастающего поколения" ("Правда", 4 апр. 1936 г.). Пос- кольку речь идет о рядовых рабочем или работнице, это более или менее верно. Но "брак по расчету" сравнительно мало свойствен и рабочим капи- талистических стран. Совсем иначе обстоит дело в средних и верхних сло- ях. Новые социальные группировки автоматически подчиняют себе область личных отношений. Пороки, которые власть и деньги создают вокруг половых отношений, так пышно расцветают в рядах советской бюрократии, как если б она и в этом отношении поставила себе целью перегнать буржуазию Запада. В полном противоречии с только что приведенным утверждением "Правды", "брак по расчету" , как признает в часы случайной или вынужденной откро- венности сама советская печать, возродился ныне полностью. Квалификация, заработок, должность, количество ромбов на военном мундире приобретают все большее значение, ибо с этим связаны вопросы о туфлях, о шубе, о квартире, о ванной, и предел всех мечтаний - об автомобиле. Одна лишь борьба за комнату в Москве соединяет и разводит ежегодно не малое число пар. Исключительное значение получил вопрос о родне: полезно иметь тес- тем военного командира или влиятельного коммуниста, тещей - сестру са- новника. Нужно ли этому удивляться? Может ли быть иначе? Одну из очень драматических глав в большой советской книге составит повесть о разладе и распаде тех советских семей, где муж, в качестве партийца, профессионалиста, военного командира или администратора, рос, развивался и вырабатывал новые вкусы к жизни, а подавленная семьей жена оставалась на старом уровне. Путь двух поколений советской бюрократии усеян трагедиями отставших и отвергнутых жен. То же явление наблюдается ныне в новом поколении. Больше всего грубости и жестокости можно встре- тить, пожалуй, именно на верхах бюрократии, где очень высокий процент составляют малокультурные выскочки, считающие, что им все позволено.
|