Работая "по способностям", т.е. в зависимости от своих физических и психических сил, без всякого насилия над собою, члены ком- муны будут, благодаря высокой технике, достаточно заполнять склады об- щества, чтоб оно могло щедро наделять всех и каждого "по потребностям", без унизительного контроля. Двучленная, но нераздельная формула комму- низма предполагает, таким образом, изобилие, равенство, всесторонний расцвет личности и ее высокую культурную дисциплину. Советское государство во всех этих отношениях гораздо ближе к отста- лому капитализму, чем к коммунизму. Оно не может еще и думать оделять каждого "по потребностям". Но именно поэтому оно не может позволять сво- им гражданам работать "по способностям". Оно видит себя вынужденным сох- ранять в силе систему сдельной платы, принцип которой можно выразить так: "выжать из каждого, как можно, больше и дать ему в обмен, как мож- но, меньше". Разумеется, никто в СССР не работает выше своих "способнос- тей" в абсолютном смысле слова, т.е. выше своего физического и психоло- гического потенциала; но этого нет и при капитализме: самые зверские, как и самые изощренные методы эксплуатации упираются в пределы, постав- ленные природой. Ведь и мул под бичем погонщика работает "по способнос- тям", из чего не вытекает, что бич есть социалистический принцип для му- лов. Наемный труд не перестает и при советском режиме нести на себе уни- зительное клеймо рабства. Оплата "по труду", - на самом деле оплата в интересах "умственного" труда за счет физического, особенно неквалифици- рованного, - является источником несправедливостей, угнетения и принуж- дения для большинства, привилегий и "веселой жизни" - для меньшинства. Вместо того, чтобы открыто признать, что в СССР господствуют еще бур- жуазные нормы труда и распределения, авторы конституции перерезали це- лостный коммунистический принцип пополам, отложили вторую половину на неопределенное будущее, объявили первую половину уже осуществленной, ме- ханически присоединили к ней капиталистическую норму сдельщины, назвали все вместе "принципом социализма" и на этой фальши воздвигли здание конституции ! Наибольшее практическое значение в экономической сфере получит несом- ненно статья 10, которая, в отличие от большинства других статей, доста- точно ясна и имеет задачей обеспечить от посягательств самой бюрократии личную собственность граждан на предметы домашнего хозяйства, потребле- ния, удобства и обихода. За вычетом "домашнего хозяйства" собственность такого рода, очищенная от облипающей ее психологии жадности и зависти, не только сохранится при коммунизме, но получит при нем небывалое разви- тие. Дозволительно, правда, сомневаться, чтоб человек высокой культуры захотел обременять себя мусором роскоши. Но он не откажется ни от одного из завоеваний комфорта. В обеспечении жизненных удобств для всех и сос- тоит ближайшая задача коммунизма. В Советском Союзе вопрос о личной собственности стоит, однако, пока еще не в коммунистическом, а в мелко- буржуазном аспекте. Личная собственность крестьян и не-"знатного" го- родского люда составляет объект возмутительного произвола со стороны бю- рократии, которая, на низших звеньях, именно такими способами обеспечи- вает нередко свой собственный относительный комфорт. Рост благосостояния страны позволяет ныне отказаться от захватов личного имущества и даже побуждает ограждать его накопление, как стимул к повышению производи- тельности труда. Вместе с тем, и это немаловажно, охранение законом из- бы, коровы и домашнего скарба крестьянина, рабочего или служащего лега- лизует особняк бюрократа, его дачу, его автомобиль и все прочие "предме- ты личного потребления и удобства", которые он присвоил себе на основе социалистического принципа: "от каждого - по способностям, каждому - по труду". Автомобиль бюрократа новый основной закон оградит, во всяком случае, прочнее, чем телегу крестьянина. Советы и демократия. В области политической отличием новой конституции от старой является возвращение от советской системы выборов, по классовым и производствен- ным группировкам, к системе буржуазной демократии, базирующейся на так называемом "всеобщем, равном и прямом" голосовании атомизированного на- селения. Дело идет, короче говоря, о юридической ликвидации диктатуры пролетариата. Где нет капиталистов, там нет и пролетариата, разъясняют творцы новой конституции , а следовательно и самое государство из проле- тарского становится народным. Это рассуждение, при всей своей внешней соблазнительности, либо запоздало на 19 лет, либо забегает на многие го- ды вперед. Экспроприировав капиталистов, пролетариат действительно прис- тупил к своей собственной ликвидации, как класса. Но от ликвидации в принципе до действительного растворения в обществе остается тем более длительный путь, чем дольше новому государству приходится выполнять чер- ную работу капитализма.
|