Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это по существу невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может . Русская монархия, за ряд долгих веков - исполняла эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью, которые доказываются самыми последствиями..." (стр. 201). "Царь заведует настоящим, исходя из прошлого и имея ввиду будущее", - пишет Тихомиров... Только в самое последнее время в эмиграции сделано некое новое открытие. Оно сводится к тому, что "нация" есть не только настоящее, но есть и прошедшее и будущее. И что, следовательно, всякое данное поколение только наследует имущество отцов и дедов, - с тем, чтобы передать его детям и внукам. И что данное поколение не имеет права присваивать себе монополию окончательного решения судеб нации: были ведь деды, которые решали как-то иначе, и будут, вероятно, внуки, которые будут чтото решать тоже как-то по-своему. Мы, данное поколение, - только одно из звеньев в общей цепи "нации". Русская интеллигенция - и революционная и контрреволюционная - почти в одинаковой степени, рассматривали себя, как последнее слово русской истории - без оглядки на прошлое и, следовательно, без предвидения будущего. Каждое поколение прошлого и нынешнего века ломало или пыталось сломать все идейные и моральные стройки предыдущего поколения, клало ноги на стол отцов своих, и не предвидело той неизбежности, что кто-то положит ноги свои и на его стол. Базаров клал ноги на стол отцов своих, - базарята положили на его собственный. Ибо, если вы отказываете в уважении отцам вашим, то какое имеете вы основание надеяться на уважение со стороны ваших сыновей? Если бы внутри Москвы установился порядок, при котором идеи и поколения каждого десятилетия разрушали бы работу предыдущего, и, для того, чтобы быть разрушенным очередным десятилетием, то России не существовало бы давно. Была бы какая- то получухонская, полуславянская колония - то ли Польши, то ли Швеции, то ли ногайской орды. Но Москва крепко и мудро стояла на охране не только внешних границ, но и внутренней самобытности, на страже своего национального "я". И на вопрос проф. Платонова: "Что шло впереди, политическая ли прозорливость московского владетельного рода, или самосознание народных масс?" - можно дать только такой ответ: ничто не "шло впереди", все шли вместе - и царь, и Церковь, и народ, поддерживая друг друга в трудные минуты, - а трудными минутами были все минуты жизни, - не давая пошатнуться ни одному устою национальной жизни России - ни вере, ни царю, ни отечеству. Наши историки, которые писали в те годы. когда вера стала заменяться если и не совсем атеизмом, то равнодушием, "царь" - республиканским образом мышления, а отечество космополитизмом - решительно ничего не могли понять в ясности московского склада - ибо он прежде всего был совершенно ясен. Наши ключевские, исходя из дидеротов, никак не могли себе представить, чтобы "общество" и "правительство" друг против друга как-то не подкапывались. И никак не могли сообразить того простого факта, что в Москве "общество" было "правительством" и правительство - обществом. Наши ключевские из тех же дидеротов, в свое время принужденных вести борьбу против католического изуверства, никак не могли понять отсутствия в Москве борьбы между Церковью и Государством, отсутствие того характерного для запада явления, которое именуется клерикализмом. Они не могли объяснить себе ни Соборов, ни самоуправления, ни административной системы. Все это было совершенно непохоже на дидеротов! Но так как дидероты казались венцом человеческого прогресса, то Москва автоматически оказалась варварской. Оказывалась варварской и Россия, которую во что бы то ни стало надо снова европеизировать, - ибо даже и Петру это не удалось. Итак - долой Соборы, ибо Соборы ног на стол не кладут, давайте парламент, уж он не постесняется. Долой самодержавие, ибо оно не позволяло рвать страну в клочки,. - давайте партии, они не постесняются. Долой Россию - ибо она "тюрьма народов", давайте СССР - вот там все будут разгуливать на полной своей волюшке... Погуляли ... Французские дидероты были плохи еще и тем, что и сами то они, как я уже говорил, были более или менее безграмотным переводом с тех же "иностранных речений", только с английских. Монтескье старательно пытался списать английский "Дух законов", Дидерот с его энциклопедистами списывали Чемберса. Списывали, конечно, ничего не понимая, ибо понять чужую страну очень трудно, а, может быть, и вовсе невозможно. Но если бы ключевские и прочие, обойдя дидеротов, направили стопы свои к первоисточнику, то они обнаружили бы очень странное сходство между двумя приблизительно одинаково удачными государственными порядками: московским и английским.
|